• Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Вопросы к экзамену 2 к лого/сп

    1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.

    2. История педагогической психологии.

    3. Основные проблемы педагогической психологии.

    4. Образование как многоаспектный феномен.

    5. Методы исследования в педагогической психологии. Требования к методам, используемым в педагогической психологии.

    6. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы.

    7. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей.

    8. Критерии воспитанности учащихся. Диагностика воспитанности.

    9. Психологические механизмы и закономерности формирования личности.

    10. Психологические основы различных концепций воспитания.

    11. Средства психологического воздействия на личность.

    12. Специфика целей, средств, содержания воспитания в различных институтах воспитания.

    13. Понятие и характеристики учебной деятельности.

    14. Психологическая сущность и функциональная структура учебной деятельности.

    15. Формирование мотивов учения школьников.

    16. Виды учебных действий.

    17. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.

    18. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности ученика.

    19. Проблемы и причины школьной неуспеваемости.

    20. Основные понятия психологии обучения.

    21. Проблема соотношения обучения и развития.

    22. Психологическая сущность программированного обучения.

    23. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

    24. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания.

    25. Концепции обучения и их психологические основания.

    26. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина.

    27. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (Л.В. Занков).

    28. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (В.В. Давыдов-Д.Б.Эльконин).



    29. Структура личности педагога.

    30. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.

    31. Личностные свойства учителя и их место в системе профессионально значимых качеств.

    32. Педагогические способности.

    33. Проблемы профессионально-личностного роста педагога.

    34. Психологические основы освоения педагогической деятельности.

    35. Диагностика личностного роста педагога.

    36. Учитель как субъект педагогической деятельности. Характеристики, содержание и функции педагогической деятельности.

    37. Компоненты педагогической деятельности.

    38. Мотивация педагогической деятельности.

    39. Педагогические умения.

    40. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

    41. Психологический анализ урока.

    42. Проблемы профессионально-психологической компетенции педагога.

    43. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

    44. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

    45. Барьеры, возникающие в педагогическом взаимодействии.

    46. Механизмы формирования взаимоотношений педагога с детьми.

    47. Психологическая компетентность в педагогическом общении.

    48. Руководство детскими группами и коллективами.

    49. Стили педагогического руководства.

    50. Учебно-педагогическое сотрудничество и соперничество.

    Профессионально-педагогические ситуации (кейсы) и практико-ориентированные задания

    Задание 1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

    Великий русский педагог К.Д.Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания.

    1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

    2. Прямота в словах и поступках.

    3. Обдуманность действия.

    4. Решительность с правом ответственности за поступок.

    5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

    6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.

    7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

    8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

    9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

    Задание 2. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? Можно ли перенести этот прием на подростков? В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?

    В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: - «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3 а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно, показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждается в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.

    Задание 3. Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?

    В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать – самоуверенный подросток, толково объясняя старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета.

    Прости, пожалуйста, Игорь, - остановил его брат, - а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?

    А что я могу, - удивился Игорь. – В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту….

    Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?

    В хоккей иногда играю, а зарядку – нет,

    А по математике у тебя какие успехи?

    Ничего, балла четыре, наверное, будет.

    В авиамодельном кружке занимаешься?

    Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.

    В радиотехнике разбираешься?

    Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал: - ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику и черчение… Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?

    Задание 4. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? Что может подумать соседка о семье Тани? Что значит быть воспитанным человеком? Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

    Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, - попросила мама.- Чао, мамочка. Приду в шесть. И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: « В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

    Девочки, - говорит кто-то нам, - вы бы уступили место женщине с сумками.

    Вот еще! – Резко ответили мы.

    Да, молодежь пошла…..

    Ну, завели….

    Мы так увлеклись разговором с Мариной. А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

    В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

    Пожалуйста, милости просим, дверь открылась и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых сумок».

    Задание 5. Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи. Как бы вы проступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант задачи.

    Работая с 1-м классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу – используя психологические особенности младшего школьника, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившимся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указанием педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.

    Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого вверено и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.

    Почему у тебя спичка сломана? – спросила учительница.

    Я ее поломал, чтобы она не росла, - ответил мальчик.

    Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.

    Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

    Задание 6. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? Какое решение приняли бы вы в подобном случае?

    Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:

    Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка?

    Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.

    Это секрет? – серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.

    Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

    Задание 7. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?

    Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!

    Варианты ответов:

    1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

    2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.

    3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?

    4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!

    5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы…..

    Задание 8. Какое решение кажется вам более верным? Как бы вы отреагировали на подобные слова мальчика? О чем говорит данная жизненная ситуация? В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?

    В минувшую субботу – а стояла сентябрьская на удивление располагающая к доброму настроению погода – меня остановил на улице мальчик и просто сказал:

    Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля…

    Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице – здоровый румянец.

    Послушай, а зачем тебе деньги?

    Мороженного захотелось.

    Способы решения:

    1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как спросить: «Тебе не стыдно?»

    2. Я взглянул на него выразительно и, ничего не сказав, пошел дальше.

    Задание 9. Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка? Если бы об этом узнал учитель математики, чтобы он сделал?

    Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня – круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед отпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывая смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания. Поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».

    Задача 10. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло. Когда слово учителя производит воспитательный эффект? О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?

    Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.

    Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению учительница похвалила Колю.

    Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки.

    Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать, было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:

    Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку…

    Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование.

    Задание 11. Определите недостающий этап формирования умственных действий и понятий (по П. Я. Гальперину)

    На уроке математики во 2-м классе педагог предложил учащимся сразу же после объяснения нового материала запомнить и повторить алгоритм выполнения письменного вычисления. Какой этап формиро­вания умственных действий и понятий не учел педагог?

    Задание 12. Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог.

    а) После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной рабо­ты учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить ра­боту своего соседа по парте.

    в) Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.

    Задание 13. Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А. Барто.

    «Все я делаю для мамы,

    Для нее играю гаммы,

    Для нее хожу к врачу,

    Арифметику учу.

    Все мальчишки в речку лезли,

    Я один сидел на пляже.

    Для нее после болезни

    Не купался в речке даже».

    Задание 14. Иллюстрацией какого психического новообразования, возникшего в про­цессе учебной деятельности младшего школьника, является стихотворение А. Барто.

    «Сережа руку поднимает,

    Он все на свете понимает.

    Гляжу: красивый он какой

    Сережа с поднятой рукой.

    И тоже руку поднимаю,

    Хоть ничего не понимаю».

    Задание 15. Объясните, в чем причина нездоровых взаимоотношений между Таней и ее родителями. Укажите, какие особенности психической деятельности родителей в данном примере мешают правильной оценке поведения Тани. Докажите, какими качествами личности должны обладать родители, чтобы между ними и детьми были здоровые взаимоотно­шения.

    Забота о любимом че­ловеке, из-за, непонимания его поступков и поведения, иногда приобретает уродливые формы, делает жизнь невыносимой. Прочитайте отрывок из письма в редакцию шестнадцатилетней Тани: «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но раз­ве так любят? Вечно подозрения, вопросы - с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь - не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят, почему? Просто ругают. И все от любви, да..?»

    Задание 16. Укажите, какое психологическое содержание вкладывает автор в понятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на активность психических процессов и свойств личнос­ти школьника. Какие факторы, по Вашему мнению, определяют радостное настроение в процессе учения школьника, дайте педагогическую оценку их значимости. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения - являются важнейшим элементом его профессионального мастерства. Приведите примеры из Ваших наб­людения.

    Психологи и опытные учителя утверждают, что для формиро­вания у школьников интереса к учению большое значение имеет радостное настроение, порождаемое содержанием и организацией процесса обучения, а также характером оценки достижения уча­щихся со стороны учителя. Особо под­черкивает значение умения учителя вовремя заметить и правиль­но оценить успехи ученика. Внимательно прочитайте выдержку из статьи Ф.Эйсенаи дайте ответы на вопросы.

    «...Каждый, кто знает школу, на своей практике убедил­ся в том, что гораздо эффектнее подстегивает ребенка, под­ростка похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая уловка не только не исключает требовательности, но даже пред­полагает ее. Просто, прежде чем предъявлять требования, надо воспитать того, к кому они обращены, подготовить их к выпол­нению.

    Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к уче­нию, когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждут только неприятности. Умение найти в личности каждо­го ученика сильные стороны, на которые можно и нужно опереть­ся, должно стать непременной профессиональной обязанностью каждого педагога. Кто же снимет с детских плеч груз, образо­вавшийся от неуспехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сделает учитель?»

    Задание 17. Укажите, правильно ли поступила учительница, сохранив в тетради оценку за верно решенный пример. Дайте оценку поведения ученицы. Какие качества ее личности наиболее ярко проявились в ее действиях. Докажите, как должен поступать учитель в случае ошибоч­ных действий при оценке знаний и поведения ученика. Приведите примеры из личных наблюдений.

    Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная уче­ником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.

    Вот пример из практики работы учительницы начальных клас­сов.

    Учительница второго класса зачитала оценки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку.

    В самом последнем примере 51 – 1 = 50 был зачеркнут от­вет красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учитель­нице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ".

    Учительница посмотрела в тетрадь ученицы и с явно недо­вольным жестом перечеркнула несколькими поперечными черточка­ми свою черту, а оценку оставила ту же.

    Увидев сердитые глаза учительницы, выражение злобы на ли­це и ее резкие действия по исправлению своей ошибки, Оля не решилась продолжать разговор с учительницей об оценке. В конце урока девочка подошла к учительнице и тихо ска­зала:

    А как же с оценкой? У меня решено правильно!
    В ответ на это учительница сказала:

    Будешь в следующий раз выдержаннее.

    Оля с недоумением села на место и заплакала.

    Задание 18. Укажите, какими побуждениями руководствовалась девочка Катя, прося учительницу не наказывать мальчика. Дайте оценку действиям учительницы и директора школы. Докажите, какими качествами личности должен обладать учитель и директор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведение ученика и принимать педагогически оправданные меры наказания за его проступки.

    В педагогической психологии доказано, что объективная оценка учителем поведения учащихся повышает воспитательный эффект его воздействий на поведение школьника. Неправильная оценка поведения школьника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явно выраженный протест.

    Внимательно прочитайте ситуацию и дайте ответы на вопросы. Мальчик, которому в первой классе прилепили ярлык шалуна, во второй - хулигана, а в третьей - "отпетого", чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это нарочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худень­кая девочка, которая до тех пор слыла робкой тихоней.

    Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже несколько дней простужен и чихнул не нарочно.

    Может быть, ты меня учить будешь? - повысила голос учи­тельница.- Сядь и не вмешивайся не в свое дело.

    Но девочка не села.

    Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно. Я могу дать честное слово.

    А болен - пусть идет домой, - недовольно сказала учи­тельница, начинавшая уже выходить из себя.

    Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал. Ведь правда, вы так скажете? - допытывалась девочка. - И за что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите этого видеть.

    С точки зрения молодой учительницы, работавшей только второй год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нужны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к директору.

    Директор школы за долгую жизнь перевидал разных детей, и многие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на девочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и ска­зал учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так звали девочку) он побеседует сам.

    Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, тихо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице.

    Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... - начал он.

    Что нужно вызвать ее родителей? - почти перебила Ирина Ивановна.

    Нет, я хотел сказать другое, Я хотел поблагодарить вас за то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и, главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате, что она молодец, потому что оказалась способной отстоять товарища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспи­тываете в них вы, не так ли? - спросил директор и хитро посмотрел на Ирину Ивановну».

    Задание 19. Какими педагогическими мотивами руководствовалась учи­тельница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученика В.Ро­зова? Какие психологические особенности детского мировоззре­ния увидела учительница в "откровении" учащихся по случаю по­жара школы? Докажите, что педагогический такт в общении с учащими­ся является важнейшим условием утверждения авторитета учителя.

    Педагогической психологией доказано, что большое значение для утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя пози­ция по отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимо­отношениях с ними.

    Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителе писал:

    «У каждого человека связана с учителями масса воспоми­наний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна Перкон дает тему сочинения: "Самый памятный день в шко­ле". Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость.

    Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала:

    Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горя­щей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять.

    Я сказал, что написал правду.

    Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать, "безидейное" содержание...

    Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, что та моя радость выглядела, странной. Но ведь это были мои детс­кие ощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаев­на знала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собой и развиваться свободно, даже помогала этому. Я и по сей день дружу с дорогой Евгенией Николаевной".

    Задание 20. Какие барьеры семейного воспитания отражены в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии»? Дайте психологический анализ позиции мамы в конфликте мальчи­ка с отцом. Определите тип уста­новок семенного воспитания, представленный в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии».

    Мама притянула Журку к себе, посидела молча. Потом серьезно сказала:

    Есть у вас общее…

    Ваше самолюбие. У обоих одинаковое. Гордость...

    Журка подумал над этими словами. Честно подумал, а не так, чтобы сразу

    сказать плохое. Но, подумав, беспощадно сказал:

    У него не самолюбие, а злость... И какая там гордость? Книжку унес потихоньку и даже сказать побоялся. А я потом хоть сквозь землю...

    Но он же не знал! Журка!.. Ты пойми, что он совсем по-другому смотрел на это. Думал, что эти книжки для тебя, как игрушки для малыша: сперва поиграешь, а потом надоест и забудешь. А если забыл про старую игрушку, зачем напоминать? Взял и унес... Помнишь, как я твои старые машинки в кладовку прятала? Если ты не видел, то и не вспоминал, а как увидишь - вцепишься: жалко!

    Это совсем другое дело...

    Но папа-то не знал, что другое. Он просто тебя не понимал. А ты его. Ты его тоже очень обидел.

    Ну да! - вскипел Журка. - На свои обиды у него есть гордость! А меня можно, как... бумажную куклу...

    Почему куклу?

    А помнишь, когда я маленький был, ты мне разных куколок вырезала из бумаги? А для них одежду бумажную, чтобы наряжать по-всякому... Ну вот, он меня как такого бумажного человечка - будто скомкал... Мама долго молчала. Журка, чтобы спрятать заблестевшие глаза, стал на­тягивать через голову рубашку. Из-под рубашки проговорил:

    Я знаю, что сперва был виноват... Потому что так сказал... Но он на ме­ня, как будто я самый страшный враг...

    Он горячий... и он уже не думал, что это так закончится! Ему в детстве столько раз попадало от родителей, и он никуда не бегал. Вот и сейчас не понял: что тут страшного.

    Задание 21. Проанализируйте ситуацию. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует предпринять классному руководителю?

    Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом.

    Задание 22. Познакомьтесь с отрывком из произведения В. Крапивина «Жу­равленок и молнии». Что можно сказать о педагогических способно­стях Маргариты Васильевны?

    Тебе хорошо, готовиться не надо. А я уже третий раз. И зачем Маргари­та меня политинформатором назначила...

    Потому что рассказываешь интересно.

    А я больше не буду интересно... Надо по очереди, а она все на меня. Пионерское поручение! Если по правилам, то классный руководитель не имеет права пионерские поручения давать, он ведь не вожатый. Нам это еще в третьем классе объясняли. Горька сказал с коротким зевком:

    С Маргаритой мы еще хлебнем.

    Ну уж, хлебнем, - заступился Журка. - Обыкновенная. Как все учителя... Вот Виктор Борисович - тот в самом деле вредный. Как заорет... Журка даже поежился, вспомнив завуча Виктора Борисовича - сухого, с аккуратным пробором и маленьким ртом, съеженным, как высохшая ро­зочка.

    Витенька - просто псих, - сказал Горька. - Маргарита хуже.

    Задание 23. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию тот, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный ответ.

    Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на уча­щегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вес­ти занятия».

    Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

    1. «Вот тебе и на!»

    2. «А что тебе смешно?»

    3. «Ну, и ради бога!»

    4. «Ты что, дурачок?»

    5. «Люблю веселых людей».

    6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение»

    7. _______________________________________

    Задание 24.

    В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам; «Я не думаю, что вы, как пе­дагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:

    1. «Твое дело - учиться, а не учить учителя».

    2. «Таких как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

    3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у друго­го учителя?»

    4. «Тебе просто не хочется учиться».

    5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

    6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

    7. __________________________________________ .

    Задание 25. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный ответ.

    Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать».

    Какой должна быть реакция учителя?

    1. «Не хочешь - заставим!»

    2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

    3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на пове­дение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

    4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

    5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

    6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав».

    7.____________________________________________.

    Презентация на тему: Кейс – метод как педагогическая технология




































    1 из 35

    Презентация на тему: Кейс – метод как педагогическая технология

    № слайда 1

    Описание слайда:

    № слайда 2

    Описание слайда:

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Требования к кейс- методу:- соответствовать чётко поставленной цели;- иметь соответствующий уровень трудности;- иллюстрировать аспекты реальной жизни;- не устаревать слишком быстро;- иметь национальную окраску- иллюстрировать типичные ситуации;- развивать аналитическое мышление;- провоцировать дискуссию.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    № слайда 5

    Описание слайда:

    № слайда 6

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Обучение на основе кейс- метода это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждения во время открытых дискуссий проблем, обозначенных в кейсах выработке навыков принятия решений.Отличительная черта метода- создание проблемной ситуации из реальной жизни

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Сущность метода 1. Гарвардская Школа Бизнеса - это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере образования или производства, читаются, изучаются и обсуждаются

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология 2. Р. Мери, профессор.- под методом кейсов понимается изучение предмета путём рассмотрения большого количества кейсов, в определённых комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается специалист в определённой сфере деятельности.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Преимущества применения кейс- метода в преподавании:демонстрирует академическую теорию с точки зрения реальных событий;мотивирует студента на изучение предмета; способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации.Формируется при обучении кейс- метода:

    № слайда 11

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Формируется при обучении кейс- метода:Аналитические навыки. Умения отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию и уметь восстанавливать их.Практические навыки. Использование на практике академических теории, методов и принципов.Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.

    № слайда 12

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.

    № слайда 13

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Ожидаемые результаты познавательного обучения, которое имеет место в процессе кейс – метода, можно подразделить на шесть основных групп учебных целей.Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода)Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.

    № слайда 14

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Применение: применять знания для решения ровых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения.Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять, предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания)Знания: излагать термины, определённые данные, категории, способы действий (не требует никаких признаков понимания, студент репродуцирует те сведения, которые он изучал

    № слайда 15

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Правила создания кейса1.Предписание. Это разработка идеи будущего кейса.2. Составление схемы кейса. Это определение действия и действующих лиц, описание предприятия или ситуации и внешние окружающие факторы.3. Определение методической цели кейса. Это может быть иллюстрация к теории, и чисто практическая ситуация или их совмещение.4. Определение цели обучения кейс- методом. Это достигается через формирование навыков и через сам процесс.

    № слайда 16

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология К задачам формирования навыков можно отнести:- принятие нужного решения в кейсе. - способность мыслить логически, ясно и последовательно. - умение предоставить анализ в убедительной и обоснованной форме.- уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.

    № слайда 17

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология демонстрация готовности и способности применять аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.- умение выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. - способность использовать имеющиеся в распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.

    № слайда 18

    Описание слайда:

    № слайда 19

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Примеры возможных образовательных целей кейсового метода:- приобретать знания;- развивать общее представления;- понимать мотивы;- приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;- приобретать навыки разработки действий и их осуществления;- расти в умении слушать;- расти в умении налаживать надёжные связи;- развивать определённые отношения;- ответственность за свои решения и результаты;- скептицизм;

    № слайда 20

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология - инициатива;- набор норм – моральных предпринимательских;- общественных;- развивать суждение и здравый смысл;- предвидеть значение, результаты;- рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе;- обобщать – от конкретных деталей к осознанию перспектив и разработке успешных концепций;

    № слайда 21

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Выбор кейса.Критерии качества готового кейса:- должен быть с хорошей фабулой;- фокусируется на теме, вызывающий интерес;- отвечать современной ситуации (кейс воспринимается как новость, чем как историческое событие) ;- реалистичность, вызывать сопереживание к его главным действующим лицам;- включает цитаты из источников - содержит проблемы, понятные пользователю;- требует высокой оценки уже принятых решений;- требует решения проблем менеджмента;- прививает навыки менеджмента.

    № слайда 22

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Методика работы с кейсом.Как и при проведении деловых игр, здесь ставится задача максимально активизировать каждого и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятии решений. Отсюда группа делится на команды по 3 – 6 человек, выбирается руководитель (модератор) в каждой команде (по инициативе самих студентов) Модератор организовывает работу команды, распределяет вопросы и делает доклад на 10 -12 минут о результатах работы своей команды.

    № слайда 23

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Непосредственно работу с кейсом можно организовывать двумя способами;Каждая подгруппа выполняет только одну тему в течении всех практических занятий. Здесь учебная группа представляет собой, по существу, одну команду, разбитую на подгруппы. Необходимо, чтобы каждая подгруппа чётко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Метод модерации.Применение метода модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решение в условиях ограниченной информации и недостатка времени. Принятие решений в группе основывается на информации, имеющиеся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:- экспертных, основывающихся на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы;- аналитических, представляющих собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы;- экспериментальных, предлагающих научно поставленный эксперимент. Модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора, Модерацинный процесс состоит через:- обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;- выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой работает подгруппа;- обмена мнениями и составлением плана работы над проблемой;- работу над проблемой (дискуссия);- выработку решений проблемы;- дискуссию для принятия окончательного решения;- подготовки доклада;- аргументированный краткий доклад.Техническая работа модератора1.Предложение идеи;- фиксирует все идеи, высказанные в режиме мозгового штурма;- регулирует поток идей.2. Организация дискуссии по выдвинутым идеям;- фиксирует высказывания, мнения об идеях;- регулирует поток высказываний;- группирует высказывания.Таким образом. технические приёмы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов. Методы группового обсуждения:- Мозговой штурм;- морфологический анализ;- синектический анализ.

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Правила мозгового штурма:Любая идея должна быть выслушана.Любой может высказать одну или несколько идей одновременно, чтобы не заблокировать свою фантазию.Остальные должны воздержаться о критики в адрес выступающего с идеей.После того, как идеи высказаны всеми членами, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.

    № слайда 28

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Правила морфологического анализа. 1.Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов. 2. Элементы, выделенные для анализа, распределить между участниками обсуждения. 3. Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений. 4. Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из адьтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения. 5. Согласованное решение с учётом возможных корректировок представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятия.

    № слайда 29

    Описание слайда:

    № слайда 30

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Правила синектического анализаМодератор представляет проблему.Проблема анализируется с использованием либо мозгового штурма, либо морфологического анализа.Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги, проанализировать, каким образом решались там похожие проблемы.Спроецировать известные в практике подходы к разрешению поставленной цели..Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада результатов по итогам работы над темой.

    № слайда 31

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы группы, продумать технику принятия решения.При этом каждый участник должен быть ознакомлен модератором с определёнными правилами работы в группе - активно участвовать в высказывании идеи и обсуждать её ;- терпимо относится к мнениям других участников обсуждения, давать возможность каждому высказаться до конца;- не повторяться;- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;

    № слайда 32

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология -помнить, что каждый участник имеет равные права;- не навязывать своего мнения другим;- чётко формулировать своё окончательное мнение (устно или письменно) представление результатов работы по темам:- для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы)

    № слайда 33

    Описание слайда:

    Кейс – метод как педагогическая технология Особенности работы с разными аудиториями Группа разбивается на отдельные подгруппы самостоятельно на добровольной основе по 3-5 или 4-6 человек (предпочтение отдаётся чётному числу участников) . Каждая подгруппа выбирает модератора, координирующий работу и секретаря, фиксирующего результаты работы. Значение при работе с кейсом имеет правильное размещение участников. Подгруппы не должны мешать друг другу, участники усаживать друг против друга (желательно за круглым столом)

    Описание слайда:

    Сценарий организации занятий Работа начинается со знакомства с ситуационной задачей. Они самостоятельно в течении 10 -15 минут анализируют содержание кейса, выписывая при этом конкретную информацию. Знакомство с кейсом завершается обсуждением Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.Далее идёт формирование подгрупп.Каждая подгруппа располагается в отведённом месте. Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель объясняет тему и определяет срок завершения работы и в каком виде и форме её представить

    Всероссийский конкурс «Педагогические кейсы»

    Конкурс завершен.


    Приглашаем Вас принять участие в новом Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогические кейсы».

    Проведение этого конкурса связано с назревшей потребностью в публичном обсуждении педагогических ситуаций и проблемных событий, которые возникают в современной педагогической практике. Для развития педагогической культуры важен анализ отдельных случаев решения как образовательных, так и воспитательных задач. Этот конкурс является принципиально новаторским и основан на одной из самых современных техник обучения – методе кейсов (case-study, обучение методом ситуаций или прецедентов).

    Педагогическая практика во всем её многообразии является источником живых реальных проблемных фактов, которые могут быть описаны в рамках кейсов. Педагогические кейсы – реальные ситуации, с которыми в повседневной деятельности сталкивается современный учитель и руководитель образовательного учреждения.

    В рамках конкурса предлагаются педагогические и научно педагогические кейсы, созданные на основе художественной литературы, педагогической публицистики, научных статей, а также реальных экономических, социальных, культурных, образовательных, воспитательных и бизнес-ситуаций, которые возникают в современном образовании.

    Организаторы конкурса

    Общероссийская Малая академия наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» .

    Центр развития образования, науки и культуры «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС» .

    Научно-образовательный Центр «РОСИНТАЛ ».

    Почему надо участвовать в этом конкурсе

    Дипломы Малой академии наук «Интеллект будущего» имеют высокую значимость в педагогическом пространстве России. Деятельность организации высоко оценена Правительством РФ . (Распоряжение Правительства РФ N 1946-р, г. Москва "О присуждении премий Правительства Российской Федерации в области образования" Опубликовано в Российской газете – федеральный выпуск № 257 (5633)).

    Участие в конкурсе позволит вам представить интересный случай из вашей педагогической практики для широкой педагогической общественности.

    Дипломы конкурса «Педагогические кейсы» являются престижными в Вашем педагогическом портфолио, так как отражают активную включенность в процесс профессионального роста.

    Цели проведения конкурса:

    1. Обобщение современного педагогического опыта в форме «Педагогических кейсов», поиск удачных примеров решения педагогических и образовательных проблем.
    2. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов по общим педагогическим про блемам для аккумуляции профессионального опыта.
    3. Повышение престижа учительской профессии, формирование положительного общественного мнения о современном учителе, публичное признание вклада учителей в становление подрастающего поколения.
    4. Активизация деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений по созданию условий для профессионального роста и самореализации учителей.

    Участники конкурса

    Для участия в конкурсе приглашаются педагоги и руководители образовательных учреждений России, других стран, а также студенты педагогических вузов.

    Номинации конкурса «Педагогические кейсы»

    Участникам конкурса необходимо провести анализ кейса и предложить решение. Решение включает в себя разработку и поиск оптимально обоснованных педагогических, культурных, социальных и экономических мероприятий для ликвидации определенной воспитательной или образовательной проблемы.

    Номинация 1 . Педагогические кейсы из художественных произведений, педагогической публицистики, научно-практических статей и книг, педагогической практики.

    Возможные темы кейсов (педагогических ситуаций и случаев)

    • «Как научить…..(чему-нибудь)».
    • «Развитие ученика».
    • «Профессиональный рост учителя».
    • «Семейное воспитание».
    • «Ситуация на уроке».
    • «Управление образовательным учреждением».
    • «Мотивация к деятельности».
    • «Воспитание коллективом».
    • «Поощрение и наказание».
    • «Травля в детских коллективах».
    • «Межнациональная напряженность».
    • «Экономические проблемы в образователь- ном учреждении».
    • «Трудные дети».
    • «Педагогические конфликты».
    • «Нравственно-этическое воспитание».
    • «Патриотическое воспитание».
    • «Личная история».
    • «Свободная тема педагогического кейса».

    Номинация 2 . Разработка кейса «Педагогическая ситуация» на основе художественной литературы, педагогической публицистики, научных статей.

    Образцами могут послужить кейсы из Номинации 1 .

    Требования к оформлению материалов

    Материалы на Конкурс принимаются в электронном виде на русском языке.

    Конкурсный материал должен включать в себя: название работы, ФИО автора работы кегль 12, размещение по центру; автор статьи (инициалы, фамилия), должность, место работы автора кегль 12, размещение по центру, курсив.

    Файл с конкурсной работой называется по фамилии участника проекта, далее указывается через нижний подчерк без пробела город, организация, в которой Вы работаете. Например: Иванова_ Братск_Гимназия1. В теме письма необходимо указать название конкурса – «Педагогические кейсы -2014».

    Для пересылки по электронной почте папка с конкурсными материалами архивируется (форматы .zip, .rar или.7z). Имя архива - пример: Иванов_Братск_Гимназия1. В теме письма необходимо указать название конкурса – «Педагогические кейсы».

    Максимальный размер архива с конкурсной работой – 10 Мб.

    Технические требования к текстовым файлам

    1. Разрешается использовать только следующие средства выделения: полужирный шрифт (bold), курсив (italic), подчеркнутый шрифт (underline), верхние и нижние индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не следует.
    2. Шрифт Times New Roman, кегль 12, отступы по 1,5 см с каждой стороны, междустрочный интервал – одинарный.
    3. В таблицах следует использовать только один стиль границ – сплошную линию (таблицы следует оформлять корректно по всем правилам работы с таблицами в редакторе MS Word)
    4. Схемы должны представлять из себя единый графический объект (т.е. все графические элементы схемы должны быть сгруппированы).
    5. Все имеющиеся в тексте гиперссылки должны быть рабочими.
    6. Список литературы и интернет-ресурсов следует разместить в конце документа.
    7. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках .

    Регистрационная карточка участника заполняется в электронном виде.

    Внимание! На конкурс принимаются работы, выполненные индивидуально, без соавторов. Если автор прислал работу на конкурс, то предполагается, что он даёт согласие на публикацию этих материалов в журналах, в сборниках, в специальном сборнике на CD-диске. Авторские права на материалы сохра- няются за участниками

    Награждение и поощрение участников

    1. Каждый автор, приславший материалы, получает Свидетельство Участника или Диплом Лауреата Всероссийского конкурса педагогов «Педагогические кейсы» . (I, II или III степени).
    2. Участники заочного конкурса приглашаются на очный этап: Всероссийский форум «Педагогический олимп» (июнь 2015), на другие очные семинары, конференции. Участники очного этапа получают свидетельство о повышении квалификации, работа на заочном этапе засчитывается как выполнение домашнего задания.
    3. Лучшие работы публикуются в журналах «Интеллект будущего», «Образование личности», «Одаренный ребенок», «Дополнительное образование и воспитание».
    4. По итогам заочного и очного туров конкурса в июне 2015 года определится победитель конкурса, который получит специальный сертификат и премию в размере 30 000 рублей .

    Условия участия в конкурсе

    Для участия в конкурсе необходимо отправить с 19 января по 24 апреля 2015 года:

    - регистрационную карту ;
    - материалы конкурса ;
    - копию финансового документа (квитанции перевода , платежного поручения) о регистрационном взносе участников конкурса в размере 360 рублей за одну работу. Если от одного человека представляется несколько работ на разные номинации, то оплачивается регистрационный взнос за каждую из них.

    Заявочные материалы можно представить в Оргкомитет следующим образом:

    1 вариант. Зарегистрироваться на сайте pedagog . future 4 you . ru и прикрепить материалы.

    2 вариант. Отправить материалы по электронной почте: olimp @ future . org . ru
    В течение недели получить подтверждение, что материалы получены. В противном случае необходимо продублировать отправку материалов с указанием "Копия".

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ

    (по желанию участников)

    Публикация статьи во Всероссийском научно-образовательном элек- тронном журнале «Академиан» по вашему заказу.
    Представляется не более 5 страниц формата А-4, набранного 12 кеглем, отступы – 1,5 см с каждой стороны, междустрочный интервал – одинар- ный, за остальные доплата – 150 рублей за каждую страницу.

    590 рублей
    за предпечатную обработку и размещение в журнале

    Благодарственное письмо за участие в конкурсе

    150 рублей

    250 рублей

    Свидетельство образовательному учреждению , педагоги которого при- няли участие в конкурсе (с пофамильным списком участников)

    650 рублей

    Данные материалы могут быть заказаны одновременно с отправкой заявки на конкурс.

    Банковские реквизиты для оплаты регистрационного взноса:
    Получатель: НП «Обнинский полис». ИНН 4025082299 / КПП 402501001. Расчетный счет: 40703810822230100082.
    Банк получателя: Отделение №8608 Сбербанка России г. Калуга. БИК 042908612, кор. счет. 30101810100000000612.
    Назначение платежа: взнос за участие в конкурсе «Образование: взгляд в будущее» .

    Уважаемые коллеги! Общероссийская Малая академия наук предлагает для повышения квалификации и личностного роста педагогов целую серию новых семинаров и вебинаров, дистанционных курсов, как платных, так и бесплатных. Следите за объявлениями на сайте, участвуйте сами и приглашайте своих коллег.

    Внимание! Подробная информация о конкурсе размещена на сайте pedagog . future 4 you . ru
    Вопросы можно задать по обратной связи.

    Мы постоянно ищем новые идеи, чтобы быть полезными для педагогов, родителей и детей. Ваш опыт обогащает сообщество педагогов.
    Заранее благодарим за присланные работы! Надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество!

    Муниципальное образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №3

    с углубленным изучением отдельных предметов

    Использование кейс-технологии при

    решении педагогических задач

    Методическое пособие

    для учителей педагогики и психологии

    педагогических классов

    средних общеобразовательных школ

    Бугульма

    МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

    МОУ СОШ № 3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕЕНИМ

    ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И

    ГОРОДА БУГУЛЬМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРТСТАН

    Сборник – МОУ СОШ № 3

    Составитель: , учитель педагогики и психологии

    Макетирование:

    Брошюра содержит п едагогические ситуации, представляющие собой описа­ние реальных фактов и педагогических явлений, зафикси­рованных в жизни школы (других образовательных учреж­дениях), семьи и в других жизненно важных обстоятель­ствах. Содержание охватывает проблемное поле всех участников конфликта: «Учитель – Ученик», «Родитель – Ребенок», «Учитель – Родитель».

    Издание предназначено в помощь учителям, работающим с классами педагогической направленности и всем интересующимся исследованиями в области педагогики и психологии.

    Использование кейс-технологий в учебном процессе

    Метод case-study, или метод конкретных ситу­аций (от английского саsе – случай, ситуация), – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

    Непосредственная цель метода case-study совместными усилиями группы учащихся проана­лизировать ситуацию – саsе, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практи­ческое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в кон­тексте поставленной проблемы.

    Для того чтобы учебный процесс на основе саsе-технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе.

    Идеи метода case-study (метода ситуационно­го обучения) в изучении предметов «Педагогика» и «Основы психологии» достаточно просты:

    ØМетод предназначен для получения знаний по педагогике и психологии, истина в которых не имеет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача пре­подавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

    ØАкцент обучения переносится не на овладе­ние готовым знанием, а на его выработку, на со­творчество учащегося и учителя; отсюда принци­пиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда школьник по сути дела равноправен с другими учащимися и преподава­телем в процессе обсуждения проблемы.

    ØРезультатом применения метода являются не только знания в области педагогики и психологии, но и приобретенные в ходе работы навыки.

    ØТехнология метода заключается в следую­щем: по определенным правилам разрабатывает­ся модель конкретной педагогической ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс зна­ний и практических навыков, которые учащимся нужно получить; при этом преподаватель выступа­ет в роли ведущего, генерирующего вопросы, фик­сирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

    ØНесомненным достоинством метода ситуа­ционного анализа при решении педагогических задач является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учащихся, профес­сиональных позиций, жизненных установок, свое­образного профессионального мироощущения и миропреобразования.

    ØВ методе case-study преодолевается класси­ческий дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения ма­териала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает реальный спектакль.

    Основная функция метода case-study – учить учащихся решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

    Метод case-study относят к одному из «продви­нутых» активных методов обучения.

    К преимуществам метода case - study мож­ но отнести:

    Использование принципов проблемного обу­чения – получение навыков решения реальных педагогических про­блем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем зау­чивание терминов по педагогике и психологии с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраи­вая логические схемы решения проблемы, аргу­ментировать свое мнение;

    Получение навыков работы в команде;

    Выработка навыков простейших обобщений;

    Получение навыков презентации;

    Получение навыков пресс-конференции, уме­ния формулировать вопрос, аргументировать ответ.

    Первый – знакомство с педагогической ситуацией.

    Второй – выделение основной проблемы (ос­новных проблем), выделение факторов, которые могут реально воздействовать.

    Третий – предложение тем для «мозгового штурма».

    Четвертый – анализ последствий принятия того или иного педагогического решения.

    Пятый – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов, указание на возможное возникновение про­блем, механизмы их предотвращения и решения.

    Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.

    Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания.

    Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

    Примерный алгоритм последовательности действий учителя при использовании кейс-технологий:

    1. Выдача домашнего задания учащимся.

    2. Определение сроков выполнения задания.

    3. Ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса.

    4. Определение технологической модели занатия.

    5. Проведение консультаций.

    6. Работа над педагогической ситуацией в классе:

    Вступительное слово учителя; постановка основных вопросов,

    При необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой),

    Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков,

    Организация презентаций решения в малых группах,

    Организация общей дискуссии,

    Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации,

    Оценивание учащихся преподавателем.

    Что понимается под педагогической ситуацией?

    Педагогическая деятельность состоит из решения бесчислен­ного множества педагогических задач – задач по преобра­зованию ситуаций взаимодействия с целью внесения позитивных изменений в развитие личности ученика или группы учащихся. Любая ситуация, возникающая в практической деятельности учи­теля, становится педагогической только тогда, когда осуществля­ется постановка педагогической задачи.

    Критериями мастерства учителя в решении педагогической за­дачи могут служить: а) полный и глубокий анализ конкретной ситуации; б) постановка педагогически целесообразной и гумани­стически направленной задачи; в) выбор творческого, нестандарт­ного решения с ярко выраженной эмпатийной основой; г) сотруд­ничество с учащимися в решении педагогической проблемы.

    Результаты исследований показывают, что многие учителя не воспринимают возникающие в их практике проблемы как специ­фические педагогические задачи, действуют спонтанно, чаще всего под воздействием эмоций, они пропускают этап анализа ситуа­ции, постановки цели и выдают конечный результат в том виде, как «им кажется».

    Решение педагогических задач – необходимое условие совер­шенствования вашего профессионального мышления. Существует множество сборников, в которых собраны различные ситуации, возникающие в практической деятельности учителя. Но самое важ­ное – учиться наблюдать, анализировать конкретные жизненные ситуации, ставить задачи по преобразованию этих ситуаций с це­лью достижения позитивных для окружающих людей и для вас результатов, выбирать возможные варианты, способы действия, которые помогут вам достичь этой цели.

    Что понимается под педагогической ситуацией?

    Педагогические ситуации представляют собой описа­ние реальных фактов и педагогических явлений, зафикси­рованных в жизни школы (других образовательных учреж­дениях), семьи и в других жизненно важных обстоятель­ствах. Нами они разделяются на три категории: «Учитель – ученик», «Родитель – ребенок», «Учитель – родитель».

    Вопросы и задания к задачам предлагают на основе проведенного школьниками анализа оценить позиции и поведение участников, а также предложить варианты выхода из создавшейся ситуации.













    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Ключевые слова: кейс, образовательная технология, модератор, секретарь, шкипер, проблема, конкретная ситуация, кресельный кейс, полевой кейс.

    Цель : актуализация знаний педагогов о применении метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

    Задачи :

    • Расширить знания о методе кейсов и их применении в воспитательно-образовательном процессе.
    • Формировать навыки практической работы над кейсом.

    Участники : педагоги, две группы по 3 человека

    Дидактический материал : рабочая тетрадь, карточки, клей, ручки, кейсы (по количеству участников), видеопрезентация по теме.

    Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, портфель

    Ожидаемые результаты:

    Получат знания:

    • что представляет собой кейс-технология;
    • особенности применения данного метода в обучении;
    • какие учебные задачи решаются при использовании кейс-технологий в учебном процессе;
    • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям
      обучения;
    • правила и алгоритм разработки кейсов для обучения;

    Выработают умения:

    • анализировать конкретные ситуации (кейсы);
    • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;
    • подбирать варианты кейсов к конкретному учебному курсу.

    План проведения:

    1. Введение - 2 мин.

    Вступительное слово.

    2. Основная часть - 8 мин.

    Теоретические основы кейс-метода;

    Закрепление материала с помощью рабочей тетради.

    3. Практическая часть -17 мин.

    Работа с кейсом;

    Защита кейса.

    4. Подведение итогов работы - 3 мин.

    Ход мастер-класса

    (звучит динамичная мелодия, методист выходит с портфелем в руках, все общение с педагогами идет с помощью компьютерной презентации)

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии, поэтому на смену платью пришел деловой костюм. Огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение, поэтому вместо клатча я держу в руках объемный кейс (стоп музыка).

    Кстати кейс - это еще и современный метод обучения, который зародился в бизнесшколе США, а позднее стал использоваться и в образовании. Именно о нем я мы сегодня будем говорить.

    Итак, метод конкретных ситуаций или кейс-стади. Для его понимания мне помог мой кейс и каждому из вас я приготовила такой же (раздает портфели).

    Предлагаю заглянуть внутрь портфеля и познакомиться с содержимым, которое поможет разобраться в содержании кейс-метода. Возьмите рабочую тетрадь и мы начинаем работать.

    Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) - запутанный необычный случай или case (англ.) - портфель, чемоданчик. Исходя из этих слов, разработчики метода сформулировали определения, вы их можете увидеть в своей тетради. Каждый из вас может выбрать наиболее понравившийся вариант определения и приклеить его в рабочую тетрадь. Определение какого автора вам понравилось больше? (ответы)

    Я остановилась на следующем определении: (на слайде) На мой взгляд, это исчерпывающее определение.

    Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую, то есть объединяющую в себе несколько технологий, он позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход.

    Концептуальной основой кейс метода являются более простые методы познания: их вы можете увидеть на экране. Поэтому кейс-метод относится к понятию интерактивное обучение.

    Метод анализа конкретных ситуаций дает возможность действовать, искать выход, не боясь негативных последствий возможных в реальной жизни, тем самым получая опыт решения проблем.

    Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а так же является техническим заданием и источником информации.

    Прошу обратить внимание на слайд и прочесть определение Марины Малининой, специалиста центра социальных инноваций (читают слайд).

    А вот главное, что должен содержать в себе кейс:

    • Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;
    • Вспомогательную информацию;
    • Задание;

    Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Наряду с этим, другими источниками является:

    • Художественная и публицистическая литература;
    • Произведения искусства - музыка, изо, кино;
    • Статистические данные;
    • Научные статьи, монографии.
    • Интернет - отличается безграничной масштабностью, гибкостью и оперативностью.

    Существует разные классификации кейсов у таких авторов, как С.Б.Ступина, З.Ю.Юлдашев, Г.А.Брянский, О.В.Козлова. Авторы определяют их как "маленькие наброски" (небольшие по содержанию), большие не структурированные (объемом до 40 страниц текста), обучающие (в рамках учебного курса) и др. Наиболее приемлемой и понятной считаю классификацию Никитина Валерия Яковлевича. Он разделил кейсы на "кресельные" - специально сконструированные и "полевые" - основанные на реальном фактическом материале.

    Создание кейса, это увлекательный, но трудоемкий процесс. В рамках данного семинара мы не будем останавливаться на этом. Но я подготовила вам информационные карточки, которые находятся внутри рабочей тетради, обратиться к которым вы сможете, когда займетесь разработкой кейсов. А мы пойдем дальше.

    Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы, предлагаю рассмотреть ее практически: я в роли педагога, а вам предлагаю роль обучающихся.

    Для удобства работы методика представлена в виде таблицы и приведена для вас в рабочей тетради. Давайте обратимся к ней. В первом столбике указаны фазы работы: до занятия, во время занятия, после занятия. В каждой фазе педагогу и обучающимся прописано определенное действие. Так до занятия педагог разрабатывает или подбирает кейс. Ребенок может получить кейс до занятия либо в начале занятия - это зависит от задачи.

    Во второй фазе педагог организует рабочее пространство. Рассаживает детей на подгруппы, так чтобы им удобно было общаться, решая кейс. Мы с вами уже так распределились. На занятиях с использованием кейс-метода зрителей нет, участвуют все. В сегодняшних условиях берем только две подгруппы, так как мы ограничены во времени.

    Сейчас приступаем к рассмотрению второй фазы кейс-метода, она в таблице обозначена желтым цветом.

    Участники в группах выбирают "модератора", координирующего работу, "секретаря" - фиксирующего результаты работы и "шкипера" - представляющего проект на общее обсуждение. Тоже самое, я предлагаю сделать и вам. Определите, кем вы сегодня будете и прикрепите бейджики, соответствующие вашей роли.

    Прежде чем начать решать кейс, необходимо познакомиться с алгоритмом работы. В рабочей тетради поэтапное решение кейса представлено в виде лестницы. Название этапа обозначено на ступеньке, а содержание раскрыто на желтых карточках. Вам необходимо к каждому этапу подобрать соответствующее содержание. На выполнение этого задания отводится 2 минуты (идет работа в группе, методист по мере необходимости, подходит к каждой группе).

    Давайте проверим правильность выполнения задания. (методист озвучивает правильное расположение этапов работы с кейсом с помощью слайда).

    Вот перед вами алгоритм работы с кейсом. Деятельность каждого действующего лица осуществляется в рамках реализации каждого из этапов.

    Подробно с функциями секретаря и модератора можно познакомиться на желтых информационных листах (вынимает из своего портфеля, раздает).

    Остается только уточнить содержание четвертой ступени и последней фазы работы с кейсом, в таблице она обозначена красным цветом. Публичную презентацию принятого решения осуществляет шкипер. Он кратко оглашает содержание и суть проблемы, озвучивает предложенные варианты и представляет альтернативный вариант, обосновывая его значимость (отдает карточки с описанием функций шкиперам).

    Итак, у вас есть всё необходимое для решения кейса.

    Получите кейс и приступайте к работе (раздает пакеты).

    Время работы с кейсом 7 минут (методист, по мере необходимости, подходит к группам для уточнения или разъяснения заданий).

    Время истекло. Прошу шкипера первой группы представить итоги работы (защита кейса).

    Теперь свой кейс защищает шкипер второй команды (защита кейса).

    Уважаемые коллеги, хотелось бы обратиться к вам с вопросом: в рамках каких занятий можно использовать данные кейсы? (ответы аудитории).

    И сейчас резюмируя вышесказанное, остановлюсь на значении кейс-метода в воспитательно-образовательном процессе учреждения дополнительного образования, на тех особенностях о которых необходимо помнить:

    Ориентир образования на формирование умений и навыков, а также на сотворчество педагога и ученика;

    Метод предназначен для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос;

    Педагог выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию;

    Кейсы могут использоваться как в процессе обучения, так и в процессе контроля знаний.

    Все это определяет наличие достоинств и недостатков данного метода, на которые я хочу обратить ваше внимание. На лицо преобладание преимуществ. Их много, вы их видите на слайде.

    И к счастью, только один недостаток - это трудоемкость подготовительной работы педагога, так как готовых кейсов по дополнительному образованию не разработано. Зато это открывает перспективы профессиональной реализации каждого из нас.

    Первый шаг в этом направлении я уже сделала.

    В моем портфеле есть еще одно отделение. В нем я храню самостоятельно разработанные и апробированные кейсы, которые в дальнейшем планирую опубликовать в сборнике. С удовольствием поделюсь наработками с вами (демонстрирует кейсы.)

    Ну что ж все содержимое моего портфеля перед вами. Настал черед паковать чемоданы. И вам я предлагаю сделать тоже самое. Сегодня вы уйдете с первоначальным багажом знаний по кейс-методу, но я надеюсь, что он будет пополняться новыми разработками, желаю успехов вам на этом поприще. И помните: умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах! (звучит музыка) Коллеги, нам пора идти дальше. В добрый путь!